УЛАН-УДЭ - СТОЛИЦА БУРЯТИИ
Город Улан-Удэ - административно-политический, экономический и культурный центр Республики Бурятия. Это - один из старейших крупных городов Сибири и Дальнего Востока.
Улан-Удэ расположен на живописном месте. С северной и южной сторон город окаймлен горами, покрытыми хвойными лесами, а к западу от него раскинулась Иволгинская долина. Через город, словно гигантские артерии, величаво несут свои воды забайкальская красавица-река Селенга и быстротечная Уда.
История возникновения и развития города неразрывно связана с историческим процессом добровольного вхождения Бурятии в централизованное русское государство, с историей совместной жизни и деятельности бурятского и русского народов по хозяйственному освоению Забайкалья - богатейшего края Сибири.
История Улан-Удэ, как и почти всех старых сибирских городов, начинается с постройки зимовья, острога. В 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный «Удинским казачьим зимовьем». Удинское зимовье было создано в основном для сбора ясака.
Дальнейшему развитию Удинского зимовья, превращению его в острог, а затем в город во многом способствовало очень выгодное его географическое расположение - на перекрестке главных торговых путей России с Китаем и Монголией. Учитывая удобное географическое и стратегическое месторасположение Удинского зимовья, Московское правительство решило построить здесь острог (военный городок). В 1689 году его строительство было закончено, и назван был острог Верхнеудинским. В 1690 году Верхнеудинский острог был переименован в город.
Верхнеудинск в административном отношении с восьмидесятых годов XVII века входил в состав Иркутского воеводства. Занимая выгодное положение на торговом пути России с Китаем и Монголией, Верхнеудинск сравнительно быстро превратился в один из главных торговых центров России на Востоке. Здесь взимались торговые пошлины и, таким образом, контролировалась, по существу, вся торговля России с другими странами.
Предпринимательство в Бурятии имеет богатую историю. В Верхнеудинске с 1780 года стали проводиться ярмарки. Чуть позже началось строительство Гостиных рядов (1791-1856гг.) в центре города, которые сохранились и по сию пору. Известными купцами тех лет были Митрофан Курбатов, Петр Фролов, Иакин Фролов, Петр Трунев.
Развитие промышленности в городе было связано со строительством транссибирской магистрали, которое велось с двух сторон, с Запада и Востока одновременно, в течение 13 лет, с 1892 года по 1905 год. 15 августа 1899 года жители Верхнеудинска встречали первый поезд.
Транссибирская магистраль связала Верхнеудинск со всей страной, и к 1913 году в городе насчитывалось уже 13 тысяч жителей.
Сегодня Улан-Удэ - крупный промышленный центр Республики Бурятия.
ПОСЕЛОК ЛИСТВЯНКА
Поселок Листвянка (Лиственичный) назван так потому, что на ближайшем мысу, который называется Лиственичный, росло много лиственниц.
Впервые русские появились в этих местах в 1645 году. Тогда к берегу, где сейчас находится селение Никола, на реке Ангаре в четырех километрах от озера Байкал, пристали дощаники русского казака сотника Ивана Галкина. Это было первое появление русских на Байкале через исток реки Ангары.
В 1648 году русский казак боярский сын Иван Похабов (тот самый, который в 1652 году стал основателем Иркутского острога) переправился через озеро Байкал на место нынешнего поселка Танхой, вступил в бой с «тунгузким князьком Турукаем» и покорил его.
1660 год считается годом окончательного покорения Байкала и Забайкалья, прекращением военных экспедиций в районе озера и началом плавания по Байкалу с экономическими и политическими целями.
В конце 17 века на мысу Лиственичном обосновался Роман Кислицын «со товарищи». Там уже к этому времени стояли зимовья братьев Натягановых и Шамшуриных. Среди первых поселенцев следует отметить казаков: Минина, Толмачева, Фефелова, Стрекаловского, Белозерцова, Кашкарева, Челканова, Микина, а также иркутских цеховых мещан: Шешелова, Елизова, Шипунова, Игнатьева. Это - древнейшие фамилии в Листвянке.
Первое печатное упоминание зимовья Лиственичного мы находим в трудах немецкого ученого Петра Симона Палласа, бывшего в 1722-1723 гг. на Байкале.
Постоянная «казенная» переправа через Байкал из Лиственичного до Посольска была налажена в 1726 году. Затем судоходство на Байкале разрастается. Оно обязано своим процветанием купцу Алексею Ксенофонтовичу Сибирякову, а также купцам Шигаевым, Дудоровским и купцу Семену Федоровичу Мясникову, Хаминову и Русинову, Шишелову, Глазкову, Могилеву, Шепелеву, Потапову. Листвянка быстро разрастается: появляются пристани, склады, гостинницы, конторы.
В самом узком месте, где горы вплотную подходят к Байкалу, стояла таможня, и это место с тех пор называется Таможенная Рогатка или просто Рогатка.
К 1873 году Лиственичное является селом Иркутского округа Иркутской губернии, в котором проживают 98 душ мужского пола и 97 женского пола.
1896 год. Жителей 409 человек.
Когда Трансиб дошел до Байкала, было принято решение заказать в Англии два ледокола-парома для перевозки железнодорожных составов через Байкал. Это были ледоколы «Байкал» и «Ангара». Из Англии эти ледоколы были доставлены в разобранном состоянии в Листвянку, где они были собраны. Даже после строительства Кругобайкалки эти ледоходы служили вплоть до 1918 года как запасной вариант. Вообще история Листвянки - это история пароходств и судостроения.
С 1905 года по проведении между ст. Байкалом и Слюдянкой железной дороги деятельность ледокольной переправы и частично пароходства Коковина постепенно идет на убыль и к 1912 году почти что прекратится.
В 1911 году в селе Лиственичное Иркутской губернии имеется Байкальская таможенная застава. Управляющий заставою: н. ч. Николай Степанович Швец, помощник управляющего: колл. рег. Леонид Иванович Некипелов.
Ледокольная переправа с 1918 года после сожжения чехами ледокола «Байкал» - исчезла, частного судоходства к 1925 году нет.
1925 год. Население в настоящее время равно 1523 жителям в 353 двора. На все село имеется 250 голов рогатого скота, столько же лошадей и 10 десятин огородов.
В 1926 году Лиственичное - пристанский поселок Иркутского района Восточно-Сибирского края. Население: 346 семей, 1299 человек (627 мужчин и 672 женщины). Занятия населения: охота, рыбная ловля, кедровый промысел. Имелась экскурсионная база, школа 1 ступени, семилетка водного транспорта и клуб. Лавка общества потребителей, почтово-телеграфное отделение, фельдшерский пункт. Начинает развиваться база судостроения.
В 1936 году Лиственичное - рабочий поселок в Слюдянском районе. Население: 4, 8 тысячи жителей.
В 1953 году Листвянка - поселок городского типа в Слюдянском районе Иркутской области РСФСР. Пристань. Судоверфь. Байкальская лимнологи-ческая станция АН СССР, средняя и начальная школа, школа ФЗО, клуб, туристская база.
В 1959 году в Листвянке 2,7 тыс. жителей.
В 1973 году Листвянка - поселок городского типа в Иркутском районе Иркутской области РСФСР. Судоверфь. Институт лимнологии СО АН СССР.
С 5 июля 1984 года - в Административном подчинении Октябрьского района города Иркутска.
Со 2 августа 1995 года - снова в подчинении Иркутского района.
Сейчас в Листвянке 2300 жителей.
На вершине горы за Листвянкой находится Байкальская астро-физическая обсерватория.
В пади Крестовая расположена Свято-Никольская церковь, так называемая «Церковь-путешественница».
Существует предание, рассказывающее о ее постройке. В начале XIX века иркутский купец Ксенофонт Сибиряков во время плавания через Байкал терпел бедствие. Ему грозила явная гибель, волны уже захлестывали его. Но он не отчаивался, усердно молился о спасении святому Николаю, покровителю мореплавателей. В своей молитве он дал клятву - в случае спасения построить храм на берегу Байкала в честь великого чудотворца. Свершилось чудо: Ксенофонт увидел самого святого Николая, спешащего ему на помощь! В истоке Ангары Сибиряков построил часовню, а после его смерти вдова построила в селе Никола храм (1844г.). Затем в 1848 году храм был перенесен в Листвянку. В связи со строительством Иркутской ГЭС церковь в 1956 году была вновь перенесена в Крестовую падь, где она сейчас и находится.
СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК Северобайкальск... Северобайкальск? Но не ищите этот город на Севере - название обманчиво - его географическое положение - юг Восточной Сибири, широта Москвы. С трех сторон к нему вплотную подступили отроги Байкальского хребта, с четвертой - неповторимое по красоте и уникальности озеро Байкал.
Северобайкальск основан в 1974 году, своим рождением обязан строительству Байкало-Амурской магистрали. Северобайкальск - мощный транспортный узел. Прямое железнодорожное сообщение связывает город с Иркутском, Москвой, Кисловодском, Тындой, Красноярском. Время в пути: до Москвы - 92 часа, до Иркутска - 31, до Красноярска - 30, до Кисловодска - 153 часа.
Оригинальный вокзал, напоминающий белоснежный парус на фоне единой синевы неба и воды, окаймленный горной грядой, построен по проекту ленинградских архитекторов, а привокзальную площадь украшает памятник первым ленинградским строителям.
Между Северобайкальском и Иркутском летом курсирует теплоход «Комета», следует без остановок, время в пути - 10 часов. Нижнеангарский аэропорт обеспечивает вылеты самолетов до Улан-Удэ (1 ч. 20 мин.) и Иркутска (1 ч. 15 мин.). От Северобайкальска до аэропорта 25 км.
Город располагает несколькими гостиницами, кафе, рестораном, современными средствами связи. Интересен музей БАМа и выставочный зал, демонстрирующий работы местных художников и фотомастеров.
Cеверобайкальск имеет достаточно предпосылок, чтобы стать туристическим центром в Северном Прибайкалье:
- удобное транспортное сообщение и месторасположение - на высоком байкальском берегу;
- отсутствие промышленных производств;
- ненаселенность региона;
- обилие природных объектов, уникальные сочетания которых могла создать только природа;
- термальные источники, горные вершины с ледниками, водопадами, песчаные пляжи, теплые заливы, эндемики животного и растительного мира.
Самые популярные места отдыха Северобайкалья: Байкальский хр. с его высшей точкой - горой Черского (2572 м), горячие источники в губе Хакусы, на мысе Котельниковский, на ручье Дзелинда, в урочище Гоуджекит, Слюдянские озера, заповедное озеро Фролиха, Баргузинский биосферный заповедник, остров Ярки. Только следует предупредить, что здесь не построены турбазы, поэтому во время отдыха практикуется исключительно туристический быт - романтика палаток и костров.
Поселок Нижнеангарск
В 1643 г. русский землепроходец Семен Скороход заложил зимовье, а в 1646 г. Василий Колесник построил Верхнеангарский острог, который со временем стал называться Нижнеангарском. В Чичевках, бывшем поселке в устье Кичеры, из которого и развился современный поселок, устраивались соболиные ярмарки. В тридцатых годах он носил название Козлово по имени первого председателя райсовета, погибшего от рук белогвардейцев.
В 1930 году было организовано первое госпредпредприятие - «Гослов» - нынешний рыбозавод, в 1940 - райпо, в 1952 - пушноохотничье хозяйство - ПОХ, специализировавшееся на ондатре. С 1955 года геологическим отрядом, ставшем постепенно партией, а затем и экспедицией (ныне - «Байкалгео») велась разведка полезных ископаемых района. Просто перечислим крупнейшие разведанные месторождения: Холодненское (полиметаллы - свинец, цинк), Чулбонское (кварц), Сыннырское (сырье для производства алюминия), Николаевский, Александровский золотые прииски.
Комментариев нет:
Отправить комментарий