Бурятия - страна степей и гор. 4/5 территории покрыто лесом. В них произрастают ель, сосна, береза, сибирский тополь, можжевельник. Самая высокая точка Восточной Сибири - гора Мунку-Сардык (3491 м) расположена в западной части республики на границе с Монголией.
Бурятия край рек и голубых озер. Почти все реки и речки Бурятии, а их здесь насчитывается до 9 тыс., несут свои воды в Байкал. Самые большие из них Селенга, Уда, Баргузин, Чикой, Хилок и Верхняя Ангара. Лишь своенравный Витим впадает в Лену. Самое глубокое озеро с кристально чистой водой - озеро Байкал - пленяет каждого, кто его посещает. От Улан-Удэ до берега Байкала можно доехать за несколько часов по асфальтированным дорогам.
В Бурятии открыты наиболее крупные в России месторождения цинка, свинца, золота, молибдена, вольфрама, плавикового шпата и асбеста. Имеются уникальные месторождения бериллия, стронция, скандия и других редких элементов.
Климат резко континентальный с жарким летом и холодной сухой зимой. Те, кто путешествует в Бурятии зимой, знают, что -25 -35 градусов в Сибири перенести легче, чем -10 -15 градусов в Санкт-Петербурге. Осень теплая и это самое благоприятное время года для путешествий.
Средние температуры января -24 °С, июля - +17 °С. Осадков около 300 мл в год.
Бурятию, занимающую территорию в 351,3 тысячи кв. километров, с запада омывает Байкал - одно из величайших озер мира. Площадь Бурятии приблизительно равна территории Германии и территории Англии, Бельгии, Люксембурга и Дании вместе взятых. Республика находится в центральной части Азиатского материка и граничит на западе с Иркутской областью и Республикой Тува, на востоке с Читинской областью, на юге с Монголией.
Бурятия горная страна. Преобладающими формами земной поверхности являются разнообразные горные ландшафты. Равнинных участков мало, и все они расположены высоко над уровнем моря (500-700 м). Даже уровень Байкала (самое низкое место Бурятии) находится на высоте 455 м. На многие километры с севера на юг протянулись горные хребты - Большой Саян, Тункинские гольцы, Хамар-Дабан. Самая высокая вершина Восточной Сибири - гора Мунку-Сардык (3491м) - расположена в Саянах. Бурятская земля многолика. Для нее характерно разнообразие ландшафтов: горная тундра с блюдцами ледниковых озер и сухие степи, поросшие ковылем и типчаком, дремучая тайга и заснеженные пики, плодородные высокогорные степи.
Бурятию можно назвать и лесным краем, 70% ее территории покрыто хвойным и лиственными лесами, украшением которых является, конечно же, кедр.
Бурятия характеризуется сравнительно развитой речной сетью, здесь насчитывается до 9000 рек, которые относятся к водосборной площади Байкала и бассейнам крупных рек Сибири - Енисея и Лены. К бассейну Байкала относится самая крупная река Бурятии - Селенга, а также интересные и своеобразные реки - Баргузин, Верхняя Ангара, Снежная, Турка, Чикой, Хилок. Вечно синее небо - сокровенное понятие для каждого жителя Бурятии. В республике преобладают ясные солнечные дни, их более трехсот в году. Здесь здоровый сухой климат, легко переносимый зимой и летом. Климат Бурятии резко континентальный. Зима продолжительная, морозная, почти безветренная и малоснежная. Исключение - побережье Байкала. Средняя температура января -24-25о. Лето короткое, но теплое, местами даже жаркое. Средняя температура июля +17-18о, но в некоторые дни жара достигает +35-40о. Максимальное количество осадков 250-300 мм в год, в горах 300-5000 мм.
Богат и разнообразен животный и растительный мир Бурятии. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу. Всемирно известны баргузинский соболь, снежный барс, красный волк, дикий кот - манул, байкальская нерпа и омуль.
На территории Бурятии существует разветвленная система особо охраняемых природных территорий. В Баргузинском и Байкальском заповедниках охраняются экосистемы южного и северо-восточного побережий озера Байкал. Созданные в 1986 году Забайкальский и в 1991 году Тункинский национальные парки ставят своей главной целью не только охрану природы, но и оздоровление населения, и развитие познавательного туризма. В 27 охотничьих заказниках Бурятии занимаются восстановлением и увеличением численности охотничье-промысловых животных.
Интересно отметить тот факт, что в Бурятии существовала исконная философская система отношения к природе. Природу буряты рассматривали не только как дом, основу благополучия и богатства, здоровья, но и как основу нравственных и духовных начал. Народ считал себя частицей природы, единой, великой и неделимой. Байкал рассматривался как живой организм, как сокровище, окутанное тайной и имеющее отношение к космосу и Вселенной, об этом свидетельствуют шаманские летописи.
Отношение к природе, обожествление и почитание ее было продиктовано у бурят уважением и любовью к ней. Знанием и соблюдением экологических законов, существующих в природе, а не хозяйственными бытовыми стремлениями. Это обеспечивало им процветание и успешное ведение кочевого скотоводства. Об этом свидетельствует бурятский народный эпос «Гэсэр».
Бурят отличали бескорыстная доброта и миролюбие, глубокое уважительное отношение к людям, к природе, к ее живым существам. У народа была целая исторически обусловленная система экологических принципов и традиций, практически все природные ресурсы находились под защитой религии: шаманизма и ламаизма. Никто и не помышлял охотиться в «святых шаманских местах», этим мы обязаны сохранению и спасению от неминуемого уничтожения целого ряда представителей флоры и фауны. Тяжким грехом считался отстрел степного орла, который почитался народом как божественная птица (бурхан Шубуун), как хранитель и врачеватель степных просторов, не говоря уже о лебеде (хун шубуун) - человек - птица, наделенный в представлении у древних бурят высоконравственной душой - источником вечной любви и поклонения. Исключительно бережно относились буряты к лесам. Понимая, что лесные массивы - это кладовая, от которой зависит полноводие рек и озер, богатство и разнообразие животного и растительного мира.
Уважительность к природе сказывалась даже в конструкции обуви бурят: носки гутулов специально были приподняты, чтобы при ходьбе не навредить земле.
Бурятские роды и племена в древности и средневековье составляли единую этническую общность с другими монгольскими племенами. Древняя и средневековая история Бурятии - неотъемлемая часть единого монгольского мира. Этноним буряты впервые упоминается в монгольском сочинении «Сокровенное сказание» (1240 г.) наряду с такими племенами как баргуты, хори - туматы, булагачины, кэрэмучины и другие племена, вошедшие позднее в состав бурятского этноса.
Бурятские племена в древности жили на северной окраине монгольского мира, в регионе, носившем название Баргуджин-Тукум, по обеим сторонам озера Байкал.
В эпоху Чингисхана и чингисидов буряты входили в состав великого монгольского государства.
После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921 г.) и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (1922 г.) В 1923г. они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В1958 году Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, в 1992 году в Республику Бурятия.
ОСВОЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ РУССКИМИ
Бурятское население районов, прилегающих к Байкалу, вошло в контакт с русскими с начала 40-х годов XVII века.
В 1638 году для «проведывания новых землиц» на реку Витим был отправлен казачий атаман Максим Перфильев. В 1643 году казачий пятидесятник Курбат Иванов собрал «соболиную дань» с хоринских бурят и составил первый «чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам и землицам».
Атаман Василий Колесников летом 1644 г. дошел до Верхней Ангары, где срубил острог, давший начало Нижнеангарску.
Освоение Забайкалья связано с основанием Баргузинского острога в 1648 году Иваном Галкиным. Баргузинский острог на короткое время становится административным, политическим и хозяйственным центром Забайкалья, откуда служилые люди распространяли свои действия на новые земли.
В 1665 году казаки во главе с Григорием Ловцовым добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. А год спустя в устье реки Уды срубили зимовье, которое позднее стало острогом и городом Верхнеудинском.
С середины XVII века за Байкал, согласно манифесту императрицы Екатерины II, были переселены из Европейской России семьи старообрядцев. Часть староверов была отправлена в Сибирь насильно под конвоем солдат и казаков, а часть прибыла по собственному желанию.
Старообрядцев привлекали в Сибири свободные земли, отсутствие помещичьей опеки, льготы по платежу податей и повинностей, а также помощь правительства при переселение на новые земли. Старообрядцы селились семьями. Поэтому местные жители стали их называть «семейскими».
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ
Бурятия - республика в составе Российской Федерации. В административном отношении территория республики делится на 21 район, из них 7 районов по природно-климатическим условиям приравнены к северным районам России. В Бурятии 5 городов республиканского значения: Гусиноозерск, Кяхта, Северобайкальск, Бабушкин, Закаменск, а также поселки городского типа: Заиграево, Баргузин, Таксимо, Каменск и др.
Во главе каждого района, города, поселка, села стоит соответствующие местное самоуправление - выборный глава администрации, который формирует администрацию.
Столица республики - город Улан-Удэ.
Численность населения республики на 1.01.98 г. составила 1045000 человек. Средняя плотность населения в республике составила 3 человека на 1 кв. км.
Наиболее заселены южные районы республики, и районы где проходит транссибирская железнодорожная магистраль. Городское население в Бурятии преобладает над сельским.
Республика Бурятия многонациональна, в ней проживают представители более 60 национальностей. К коренному населению республики относятся буряты, русские, эвенки, монголы, тофалары, сойоты. В процентном соотношении большинство населения составляют русские - 69% и буряты - 23,7%.
Новой Конституцией Республики Бурятия, принятой в 1994 году, в республике установлено президентское правление.
Первым президентом Республики Бурятии стал Потапов Л.В. (в августе 2002 г. избран на третий срок). Президент республики осуществляет верховную власть, являясь одновременно председателем правительства Республики Бурятия - исполнительного органа власти. Исполнительная власть в республике построена по блочному принципу. За каждый блок отвечает один из семи заместителей президента - председателя правительства РБ. Президент - глава правительства - курирует обеспечение государственного статуса РБ как субъекта Российской Федерации, включая республиканские подразделения федеральных структур.
Первый заместитель председателя правительства РБ курирует всю деятельность правительства. Шесть заместителей председателя правительства РБ курируют:
управление социальной сферой;
государственное регулирование национальной политики;
управление отраслями промышленности и торговли;
управление отраслями аграрного производства;
управление государственным имуществом.
Народный Хурал Республики Бурятии является высшим постоянно действующим представительным и единственным государственным органом законодательной власти РБ. В парламент республики избирается 65 депутатов от избирательных округов. Первый созыв народного Хурала РБ был избран в 1994 году, на основе новой Конституции РБ, принятой 22 февраля 1994 г.
С 2002 года депутаты в республиканский парламент будут избираться на пятилетний срок. Парламент состоит из 6 комитетов.
Государственный герб Бурятии обрамлен кругом - символом вечности из трех цветовых полос флага республики. Внутри круга волны Байкала и горы. Вверху герба - золотое «соембо» - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). Внизу герба - лента «хадага» - символ гостеприимства с названием республики на бурятском и русском языках.
Государственный флаг республики представлен тремя цветами - синим, белым и желтым, которые символизируют небо, чистоту, вечность.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Оно сохраняло свое ведущее значение и позже, хотя под влияние русских крестьян буряты все больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье было развито типично монгольское кочевое хозяйство, пастбищное. Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Промышляли пушного и мясного зверя (белку, соболя, зайца, сурка, рысь, бобра, кабаргу, лося, медведя, волка). Главное орудие охоты у бурят - лук со стрелами. Рыболовство было развито на побережье Байкала. Существовал промысел нерпы.
В XVII веке буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. Из ремесел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи (упряжи), одежды и обуви, столярное и плотничное дело.
Традиционное жилище бурят - юрта войлочная и деревянная, служила не только жилым, но и хозяйственным помещением, где ранней весной содержали телят и ягнят. Небольшие размеры помещения и необходимость перекочевок (2-4 раза в год) определяли набор предметов домашнего обихода.
Традиционно посуду и утварь буряты делали из кожи, дерева, металла, войлока. В юрте помещались деревянные сундуки, кожаные сумки и войлочные изделия. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, постелью и божницей или онгонами. По традиции юрта (если стоять лицом к северной ее части) делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половину. В мужской находилось сбруя, орудия труда и вооружение, а в женской домашняя утварь и продукты питания. Северная сторона юрты считалась почетной и предназначенной для приема гостей. В центре юрты находился очаг, а вверху оставалось отверстие для выхода дыма. Как у всех монгольских народов, бурятская юрта ставилась входом на юг.
Непременным атрибутом бурятского двора являлась коновязь (сэргэ) в виде столба высотой 1,7-1,9 метра, с резным орнаментом в верхней части. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина.
Традиционной формой одежды для бурят являются: меховые шубы, шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т.п. Одежда особенно женская украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты. У мужчин украшениями служили пояса, ножи, трубки, огнива.
Кочевое и полукочевое хозяйство обусловило и тип пищи. Мясо и различные молочные продукты были основным питанием бурят. Из молока приготовляли варенец, сырки, сушеный творог, пенки. Масло получали из сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего - молочную водку (архи). Мясная пища занимала исключительно важное место в питание бурят, особенно зимой. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина.
Существовал особый способ убоя животных: например делали разрез на животе и, просунув руку в него, разрывали диафрагму, а затем аорту. У бурят придавалось особое значение тем или иным частям туши (голова, лопатка, бедренная кость, сердце) и соответственно их раздача, при приеме гостей, производилась по установленным правилам этикета. Широко употребляли в пищу растения и коренья, заготовляли их на зиму (полевой лук, черемша, сарана).
Историческую основу культуры бурят составляет комплекс материальных и духовных ценностей относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса. Комплекс этот включал в себя письменные традиции, возникшие в Монголии в XIII веке. В условиях пребывания в составе России, приобщения Бурятии к двум системам культуры - христианской и буддийской, традиционная номадическая и полуномадическая культура начала трансформироваться и в какой-то мере вытесняться. В итоге образовалась собственно бурятская культура. Одним из древних и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор. Основные жанры - мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни. Широко распространенными у бурят были эпические сказания - улигэры. Их размеры от 2-3 тыс. до 25 тыс. поэтических строк. Обычное содержание улигэров - борьба богатыря с врагами и чудовищами. Исполняются улигэры певцами - рапсодами (улигэршинами). Из числа героических поэм самой значительной является «Гэсэр», тысячелетие которого широко отмечалось в Бурятии в 1995 году.
В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня и кости. Художественное производство в прошлом делилось на профессии мужские и женские, к мужским относилась резьба по кости, дереву и камню, литье, чеканка по металлу, а также ювелирные работы; к женским - вышивка, вязание шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях. Основные мотивами в прикладном искусстве были спираль (бараний рог), квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы, «космические тела».
Широко бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигэрами, которые исполнялись в сопровождение двухструнного смычкового инструмента (хурэ).
Наиболее массовый вид народного искусства танец. Буряты занятые охотой и животноводством в танце образно запечатлели повадки и характер зверей, птиц, домашних животных. (танцы глухаря, орла, наездника, танец - хоровод Ехор).
Разнообразны и интересны по своему звучанию народные музыкальные инструменты струнные, духовые, ударные: бубен, хур, хучир, чанза, лимба.
Особый раздел составляют музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии.
Наиболее значительными праздниками у бурят являлись тайлаганы. Они начинались молебном, жертвоприношениями местным духам-покровителям и заканчивались общей трапезой, питьем молочного вина и различными играми-состязаниями (борьба, стрельба из лука, конные скачки). Существует три обязательных тайлагана - весенний, летний и осенний. С утверждением буддизма получили распространение ламаистские праздники - хуралы, устраиваемые при дацанах. Наиболее популярные из них Майдари и Цам, приходившиеся на летние месяцы.
В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Сагаалган - Новый год по лунному календарю отмечается в январе - феврале и длится в течение месяца. Сурхарбаан празднуют летом, он сопровождается спортивными состязаниями и народными гуляниями.
РЕЛИГИЯ
Бурятия, расположенная в южной Сибири, по обе стороны от Байкала, с древних времен была включена в этнокультурные процессы народов центральной Азии, а в последние три столетия стала местом встречи трех вероисповеданий - шаманизма, тибетского буддизма, православного христианства. Однако шаманизм - древняя вера аборигенов края, не был вытеснен двумя мировыми религиями, которые боролись за свое влияние на духовную жизнь людей без видимой агрессии, используя более тонкие приемы воздействия, как нравственно философские проповеди, знание методов психотерапии и торжественные обряды богослужения. Терпимость, проявленная служителями всех конфессий, помогла каждой их них найти свою нишу и более или менее мирно сосуществовать вплоть до установления в крае советской власти.
Шаманизм
Традиционной религией у бурят был шаманизм. Бурятский шаманизм выработал целую систему эмоционально насыщенных обрядов и ритуальных действий, способных оказывать огромное влияние на психику верующего.
Шаманские камлания не простой религиозный акт, а целый комплекс театрализованных культовых действий с использованием слова, музыки, пения, изобразительного искусства (онгонов), благовония, спиртного, света, огня. Воздействие словом было одним из главных в арсенале средств, используемых шаманами. Их пение, чтение молитв, речитатив, удары в бубен, бренчание десятков железных, костяных подвесок на костюме, пляска, гипнотизирование производили сильное впечатление на массы, возбуждали, воспитывали.
Бурятские шаманистские жертвоприношения совершались в разных видах:
капание или брызгание вина, водки;
подношение продуктов, денег, табака;
развешивание разноцветных кусочков ткани на предметах ритуала, онгонах, священных местах, у источника;
разведение огня;
воскурение благовоний;
посвящение живых животных;
заклание жертвенных животных.
Шаманисты в отличие от христиан и буддистов не имели специально построенных зданий для отправления служб. Общественные и коллективные молебствия проводятся на открытом воздухе - на вершине или у подножия горы, у реки, у родника, у необыкновенного дерева или скалы. Место жертвоприношений были постоянными и, будучи почитаемыми, относились к святыням улуса, рода. Каждое из них имело своего Эжина - хозяина.
Шаманы и шаманки как посредники между верующими, с одной стороны, и сверхъестественными силами - с другой, считались избранниками неба или бога. Первым непременным условием для того, чтобы стать шаманом, было наличие удха - шаманского происхождения или корня.
Внешними признаками шамана, отличавшими его от рядовых верующих в будничной жизни, служили коса сзади на голове, деревянная или железная трость, шапка с лентами; шаманы «белого» происхождения носили белую шелковую или одежду, отделанную горностаевым мехом, и ездили на лошадях белой масти.
Шаманы по своему призванию и назначению - служители культа. Но в их лице совмещались традиции гадателя, предсказателя, знахаря, поэта, артиста, знатока родословной, обрядов и традиций; знатока и исполнителя произведений устного народного творчества; знатока и блюстителя норм обычного права.
Ритуалы шаманизма сохранились до сих пор. В дальней дороге путник всегда отдает дань священным местам - обо или бариса.
Православие
Бурятскому православию сегодня уже более 250 лет. Основателем бурятской православной церкви считают Нила (Исакович).
В 1682 году началось строительство Троицкого, а в последующем - Посольского монастырей, ставших опорными пунктами миссионерской деятельности Русской православной церкви. В 1727 году учреждена иркутская епархия, имевшая цель распространения православия среди бурят, якутов и эвенков. Крещение часто происходило насильственным путем. Местами - в виде небольшой льготы для освобождения от уплаты ясака. В середине XIX века усиление миссионерской деятельности. В этот период на бурятский язык были переведено более 20 наименований христианской канонической и богослужебной литературы, в том числе и Библия.
В начале XX века православными числились 85 тысяч бурят, т.е. треть бурятского населения.
Буддизм
Ко времени прихода русских в Забайкалье уже имелись буддийские кумирни (войлочные) и служители культа. В начале XVIII века было установлено наличие 11 капищ и 150 лам. Постепенно их число возрастало. Стала практиковать отправка бурятских юношей на учебу в религиозные центры Монголии и Тибета.
В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм в его северном ответвлении (в форме ламаизма) признан одной из официальных религий России. Был утвержден штат в 150 лам, освобожденных от податей и повинностей. С этого времени каждый род имел штат лам. Благодаря императорской реформе сильно поднялся авторитет лам и хувараков. Тогда же и был построен первый бурятский дацан - Тамчинский (Гусиноозерский).
В 1764 году Иркутская губернская администрация возвела настоятеля Цонгольскокого дацана в достоинство Бандидо Хомбо - Ламы - духовного главы бурятского ламства.
В 1851 году было утверждено «Положение о ламаистском духовенстве в восточной Сибири», которым определялось допустимое число дацанов и лам, порядок их комплектования и принципы управления церковью. Вторая половина XIX века - начало XХ века - период бурного развития и утверждения бурятской буддийской церкви. В дацанах работали богословские школы: Цанит (чойра); джуд, манба - медицинские, дуйнхор - здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивалось богословие, наука, переводческое и издательское дело, художественная литература.
Ламаизм, распространенный на территории Бурятии - одно из трех направлений буддизма, для которого характерно существенное усложнение обрядности. Одним из наиболее театрализованных и красочных обрядов богослужения был цам - хурал. Цам (тиб. «чам» - танец), буддийская мистерия, представляющая собой священные танцы и пантомиму в масках, которые исполнялись священниками при ламаистских монастырях, первоначально возникшая в Тибете. В Бурятии цам чаще назывался цамом докшитов-гениев - хранителей буддийской веры в их гневном воплощении.
Известно, что в дацанах хранились специальные руководства на тибетском языке по обряду священных танцев и были ламы - тантриты высокого посвящения, руководившие всей церемонией богослужения и постановкой собственно танцев и пантомимы. При крупных монастырях имелись художники, владевшие иконописным мастерством, они же изготовляли маски богов, людей, животных, птиц для цама. Там же трудились мастера по пошиву разнообразных и сложных костюмов для персонажей мистерии.
Пышное богослужение цам - хурал докшитов, совершалось один раз в год в начале июля и собирало очень много верующих и любопытствующих.
В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 тыс. лам. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремесел. Он стал важным фактором формировании образа жизни, национальной психологии и нравственности. Буддийская церковь Бурятии выдвинула немало выдающихся людей П. Бадмаев, А. Доржиев и др.
После октябрьской революции большинство лам лояльно относилось к советской власти. Сторонники начавшегося еще в конце XIX века обновленчества выступали за сотрудничество с новой властью, за инновацию в организации и нравственно - догматических принципах церкви. С 1925 года в Бурятии развернулась борьба с религией и церковью. Постепенно деятельность церкви свертывалась, все дацаны были закрыты и разграблены, многие тысячи памятников культуры уничтожены. В итоге в конце 30-х годов Бурятская буддийская церковь перестала существовать.
В годы ВОВ возникло движение за восстановление буддийской церкви, что официально состоялось в 1946 году. Был построен Иволгинский дацан как резиденция руководства. Подлинное возрождение буддизма в Бурятии началось со 2-ой половины 80-х годов: восстановлены старые, построены новые храмы, открыты школы по подготовке кадров. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации духовного возрождения Бурятии. В 1995 году в системе буддийской церкви Бурятии функционировало 16 дацанов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий